Знамения, происходящие с иконами чуть ли не каждую
неделю, заставили известных ученых взяться за их исследование. Пока
наука не может объяснить, как изображение иконы отпечатывается на
стекле киота. Только в нынешнем году «Комсомолка» рассказала о десятках
случаев мироточения, обновления икон. А исследованием этих явлений в
стране официально занимаются всего пятеро ученых. Почему так мало? «Мы
единомышленники, а не жэк, чтобы решать вопрос голосованием», - сурово
отвечает профессор Павел Флоренский, один из членов Комиссии по
описанию сведений о чудесных знамениях, происходящих в Русской
православной церкви. Он, как и четверо его коллег, человек верующий, но
любопытный. Жажда истины гонит светил науки по приходам, где встречают
их по-разному. Прием одного подмосковного батюшки Флоренский вспоминает
до сих пор. Настоятель появился с чашей святой воды и солидным
кропилом. И так душевно «освятил» визитеров, что здорово промочил
костюмы.
Иконы не мироточат.
В небольшой поселок Локтев
под Брянском профессор Флоренский и его коллеги по комиссии добирались
всю ночь. - А что ж вы иконы не привезли? - удивились хозяева, глядя на
пустые руки Павла Васильевича. Сегодня в России известно, по крайней
мере, три дома, где происходит необъяснимое массовое мироточение икон.
Мироточат не только хозяйские иконы, но и те, что приносят с собой
верующие, потрясенные чудом. Даже понятие такое появилось - «привезти
икону на мироточение». Под Брянском ученым выпал случай присутствовать
во время появления благоуханного масла на поверхности иконы. Прежде им
доводилось исследовать мироточащие иконы, но наблюдать сам процесс -
никогда. Ставить эксперименты в храме никто не вправе, а в доме
разрешили. Хозяйка постелила на стол чистую скатерть, потом лист
бумаги, сверху положила привезенные коллегами Флоренского иконы. Край
одного листа случайно выскользнул из-под доски. Батюшка отслужил
молебен. И тут хозяева попросили гостей выйти из комнаты: мол, негоже
присутствовать при чуде. - Мы вернулись через час. Все иконы,
разложенные на столе, были покрыты капельками. Важный момент - маслом
покрылся и лист бумаги, но лишь тот край, который выступал из-под
образа, а часть листа, лежавшая под иконой, была чистой. Какой мы
делаем вывод? - На минуту Флоренский замолкает. - Вещество появилось не
изнутри, а сверху. В этом случае произошло не источение, а
маслопоявление на иконе. Можно, конечно, предположить, что масло
конденсировалось на поверхности образа. Но физики - народ дотошный.
Александр Московский тут же подсчитал, что высота столба насыщения
должна быть 10 километров. Выше Эвереста! Я взял и провел пальцем по
иконам, полагая, что, если процесс продолжается, капельки появятся
снова. Не появились. - Так что же произошло? - В данном случае
произошел процесс маслоосаждения. Очень раздражает, что оно появилось
не только на иконах. На столе лежала шариковая ручка, и она тоже
покрылась маслом. Если процесс свят, то при чем здесь посторонние
предметы? Вряд ли это и набрызг. Икона была с тремя мучениками, и масло
оказалось лишь на ликах, контуре монастыря, но его не было на небе. Так
не набрызгаешь. - А что это за вещество? - Разные масла с икон, которые
мы брали на анализ, по составу сродни подсолнечному или оливковому.
Органические вещества настолько сложны, что в бутылках с одинаковым
постным маслом все равно будет разное вещество. Поэтому не имеет
значения, аналогичны ли друг другу взятые с икон масла. А святые ли
они? Нет химического критерия святости. Но к миру эти масла не имеют
никакого отношения. Миро - это абсолютная драгоценность. Оно варится на
основе масла с добавлением благовоний лично Патриархом на специальном
богослужении. И лишь раз в несколько лет. Потом в пузыречках
рассылается по епархиям. Человека помазывают им один раз в жизни - при
крещении. Поэтому термин «мироточение» - не верен в каждой части слова.
Не точение, как мы наблюдали, и не миро.
Почему обновляются только «молодые» иконы?
Обновление
икон - еще одно чудесное явление, которое сегодня происходит
повсеместно. Суть его в том, что еле видимые или совсем утраченные
краски вдруг полностью проступают во всей своей яркой красоте. -
Последний, несколько специфический, случай обновления иконы, который
исследовала наша комиссия, произошел в Ярославской области. Отец
Алексей шел в храм и по дороге в сугробе нашел абсолютно белую доску.
Взял ее с собой и сунул в шкаф между книг. Через год вспомнил. Достает,
а там лик проступил! По-моему, это уже чудо, что икона вернулась в
храм. - И как появился рисунок? - У вас был полированный стол? Когда
неосторожно ставишь чашку с горячим, чаем, на поверхности остаются
белые круги. Лак, который покрывает стол, напитавшись водой, белеет. А
убрать налет - проблема. С иконой произошло иное - лак за несколько лет
полностью высох, и краски восстановились. - Но она могла пролежать в
снегу и дольше? - То-то и оно. В любом процессе наука ищет
закономерность. Знаменитый реставратор Адольф Николаевич Овчинников,
который снимал грязь и копоть с величайших икон России, ни разу не
обнаружил, ни обновления, ни мироточения этих святынь. По нашим же
данным, большинство обновившихся икон - это «молодые» образа,
написанные в самом конце XIX или в XX столетии. - Как же это объяснить?
- Точно не знаю. Но каждый верующий человек протирает икону маслицем,
водичкой, хотя бы сухой тряпочкой. А к великим святыням лишний раз
стараются не прикасаться. Мироточащие иконы становятся объектом
настоящего паломничества. Помолившись и взяв с собой пузырек с чудесным
маслом, верующие оставляют на окладе свои дары. Так происходит и под
Брянском, где побывала комиссия. - Еще одно распространенное чудо -
отпечаток иконы на стекле. - Есть целый спектр гипотез. Но точного
объяснения еще не найдено. Мы недавно получили из церкви такое стекло
для изучения. При больших увеличениях выяснилось, что частицы на стекле
- не кристаллы, как предполагали, а капли. По составу вещество близко к
мылам. Такого соединения нет ни в дереве, ни в лаке, ни в краске.
Удивительно другое - капли этого вещества оседают по контуру образа
иконы. Если с образа идет испарение, а на стекле конденсация, то все
вещество должно рассеиваться. А оно четко повторяет рисунок. Самое
простое объяснение - электростатика. Стекло регулярно протирают
тряпочкой, следовательно, электризуют. Но и это не подходит, ибо
оседают капельки. Дальше или как в церковном песнопении: «Всякое
дыхание да хвалит Господа», - или всякое вызывает сомнение. Увлечение
чудесами - признак болезни общества? - Чего больше в вас: сомнения
или хвалы? - Я в нашей комиссии представляю скептическое крыло. Господь
Бог даровал нам законы не только этические, но и законы природы. Так
что же он, для того чтобы морочить нам голову, будет их нарушать? В
православии есть главное чудо - Преосуществление Святых Даров. Когда
после коллективной молитвы хлеб и вино преосуществляются в тело и кровь
Господа. А все остальное - несущественно. - Но благодаря чудесным
знамениям укрепляется вера. - Мы не раз сталкивались с батюшками,
которые, как только с иконой начинают происходить чудеса, уносят ее
подальше от людей. Извольте молиться, а не ждать чудес. Один
высокопоставленный иерарх назвал это увлечение чудесами «православным
беснованием». А их массовость свидетельствует о нездоровом состоянии
общества. Мне это очень не нравится. Но мои коллеги по комиссии,
которые тоже верят в чудо, считают, что они нам посылаются в поддержку
и радость. - Несмотря на ваши исследования? - И что они меняют? У
нас нет цели хватать кого-то за руку. Мы исключаем обман. До революции
первыми на место явления чуда прибывали полицейские. Лишь когда версия
мошенничества отметалась, о нем сообщалось священноначалию. Мы не
полицейские и считаем, что в церкви все, правда и все свято. Просто как
ученые хотим понять: что происходит? - Так все же чудеса есть? - Думаю,
что современные методики позволят если не объяснить, то научно описать
эти явления. А чудо это или нет, решать не науке. Не определяется оно в
децибелах или литрах. Для того чтобы увидеть чудо, нужен чудовидец. А
если чудовидца нет, то чуда тоже нет. Сейчас мы участники самого
удивительного чуда. Знаете какого? Что в одночасье целый наш народ
вернулся в церковь.
Из досье «кп».
Комиссия по описанию
сведений о чудесных знамениях, происходящих в Русской православной
церкви, создана в 1999 году при отделе катехизации Московской
патриархии. В комиссию входят: Александр Московский - физик, Сергей
Сашинский - физик, Павел Флоренский - геолог, Татьяна Шутова - филолог,
Александр Агаджанян - биолог. Комиссия исследует мироточение,
слезоточение икон, обновление икон и повторение изображения икон на
стекле киота. Комиссия не занимается чудесами, связанными со здоровьем
и душой человека, - это дело врачей и психологов.
Личное дело.
Флоренский
Павел Васильевич родился в 1936 г. в Москве, внук знаменитого философа
Павла Флоренского. Профессор Российского государственного университета
нефти и газа им. Губкина, академик РАЕН, автор, соавтор и составитель
300 научных работ.
Что такое чудо?
По мнению П. В.
Флоренского, стоит обратиться к значению самого слова. По латыни это
«абсурдум» - не слыханное или «миракулюм» - невиданное. А значит, его
до этого кто-то не видел и не слышал. Поэтому вторая составляющая часть
чуда - восприниматель, то есть чудовидец. А вот ему-то и дается по вере.
Господь присутствует в каждом из нас.
-
Возможны две крайние точки зрения: или чуда нет, а все - законы
природы. Или все, включая законы природы, даровано Господом, а потому -
чудо и требует благоговейного отношения к себе. Вот вам в лучших
научных традициях доказательство этого. Если в стакане воды пометить
все молекулы и выплеснуть в любой точке Земли, то вода вскоре
равномерно распределится по планете. Если через 10 лет зачерпнуть
стакан воды из любого водоема, то в нем окажется от 5 до 10 тысяч
молекул из первого стакана. Господь пришел к нам во плоти и жил на
земле 33 года. За это время он соприкасался с веществом и означил его
своим божественным присутствием. По моим подсчетам, сегодня в нас в
каждый момент присутствует до 10 миллиардов молекул, освященных
Господом. Поэтому поклоняться можно всему. Это лишь вопрос веры.
Источник: http://www.kp.ru
|