Сегодня Россия отмечает день рождения одного из главных
своих символов. 12 октября 1817 года в Москве заложили основание Храма
Христа Спасителя – памятника победе русского народа в Отечественной
войне 1812 года. Россия на протяжении всей своей истории утратила
великое множество памятников и священных реликвий. Но этот, один из
наиболее величественных, строительство которого (в двух вариантах)
продолжалось с 1817 по 1880 год, а деньги на него - копейка к копейке -
собирались буквально всем народом, словно изначально был обречен. …Готовясь покинуть Москву осенью 1812 года, Наполеон распорядился
взрывами разрушить Кремль до кирпичной пыли. Ночью 11 октября, когда
армия императора уже была далеко, на город обрушился ливень. И тут в
Кремле один за другим прогремели 6 взрывов. Святыня гибла на глазах
высыпавших на улицу перепуганных людей. К счастью, взорвались не все
заложенные в подкопах заряды. Дождь потушил запаленные фитили.
Большинство кремлевских соборов остались невредимыми. Но
сама Москва была разрушена основательно. Из почти 10 тысяч домов
уцелели лишь треть. Из 290 храмов сгорело 127, остальные были
разграблены. С улиц убрали 12 тысяч трупов… Город купцов и помещиков, который отнюдь не имел правительственный статус, восстанавливали на удивление быстро. А император Александр I
(1801-1825), любя Москву и ценя ее заслуги в борьбе с врагом,
незамедлительно принял решение воздвигнуть здесь памятник в виде храма:
«…Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нем пред святым
Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с
любовию и подражанием делам из предков». Спустя 4 года Александру I представили множество проектов памятника-храма. Больше других его впечатлила работа архитектора и художника Александра Витберга (1787-1855),
поражавшая воображение колоссальностью размаха. Исполинская глава храма
и четыре меньших должны были вместить 48 колоколов, звучащих в 4
аккорда. Храм состоял из трех частей и изображал земную жизнь Христа.
Этим составом он символизировал тело, душу и дух человека. Для постройки выбрали Воробьевы горы на окраине Москвы – между двух дорог, по одной из которых Наполеон пришел в Москву, а по другой ее покинул. 12 октября 1817 года в присутствии царской семьи и родственника - прусского принца Вильгельма
состоялась торжественная закладка храма. Увы, когда на постройку уже
было затрачено свыше четырех миллионов рублей – гигантская сумма! –
оказалось, что грунт слишком слаб для тяжелого сооружения. В 1825 году император скончался, и после его смерти было решено подыскать новое место под памятник. Строительство храма продолжили в царствование Николая Павловича (1825-1855) – брата Александра I. Он выбрал для него место на Волхонке, на берегу Москвы-реки, для чего пришлось перенести оттуда Алексеевский женский монастырь. Петербургский архитектор Константин Тон (1794-1881), следуя «русофильским» вкусам Николая I,
«спустил с римских небес на русскую землю» помпезный проект храма и,
отказавшись от мистических и христианских идей, положил в основу
традиционные русско-византийские образцы. В итоге получился абсолютно
иной храм: квадрат в основании, а с каждой стороны – по выступающему
порталу. Сверху храм выглядел как четырехконечный крест, над которым
возвышались четыре главы и в центре – огромная пятая. Храм-памятник
отлично вписывался в композицию с соборами расположенного неподалеку
Кремля. Еще семь лет подготовительных работ, и строительство
принципиально нового памятника началось в 1839 году.
Николай I не успел закончить храм – его продолжали сын Александр II (1855-1881) и внук Александр III (1881-1894)
. По сути, это была отличная практика для выпускников художественных
учебных заведений, школа мастерства. Вчерне здание было закончено в
середине 1850-х годов. После этого началась детальная проработка
интереров. Над ними работали художники Крамской, Маковский, Верещагин и другие. Горельефы на внешних стенах храма изготовили скульпторы Рамазанов, Логиновский и Клодт, знаменитые бронзовые двери с изображением святых выполнил скульптор Толстой. Внутреннее
убранство храма – белый и розовый мрамор. Во внутренней росписи, уже на
заключительной стадии строительства, принимал участие гениальный Василий Суриков (1848-1916), создав четыре крупномасштабных панно «Вселенские соборы»... В 1880 год к почти законченному Храму Христа Спасителя привезли тяжело больного архитектора Тона. Он хотел подняться, чтобы взглянуть на храм, но сил уже не было. В 1883 году храм освятили в присутствии императора Александра III, но уже без автора проекта – Тон не дожил до своего триумфа… После
Октябрьской революции 1917 года поступление средств на содержание
построенного на деньги «всея Руси» памятника русскому оружию и русской
силе духа прекратилось. Самый большой храм страны стал приходить в
упадок. В конце 1931 года советские власти
его взорвали – на это месте предполагалось в соответствии со сталинским
генеральным планом реконструкции Москвы построить высотный Дворец
Советов с гигантской скульптурой Ленина на самом
верху. Проект так и не был осуществлен, план реализован не полностью, а
Москва понесла колоссальные архитектурные потери... Про храм официально
забыли. Интересно, что в 1948 году к 100-летию со дня рождения Василия Сурикова,
Академия художеств СССР выпустила посвященный ему сборник монографий.
Об участии художника в работе над Храмом Христа Спасителя написано две
строчки: в 1875 году Суриков принимает заказ на
роспись в храме, чтобы получить деньги и иметь возможность заниматься
своим творчеством. Это был его первый и единственный заказ за всю
жизнь. Ко времени издания книги уже не было и самого храма – получалось, писать
о стертом с лица земли «заказе» незачем. Зато один из авторов
монографий словно в насмешку вставил в нее слова тогдашнего министра
иностранных дел Молотова: «Большевики не из числа людей, не помнящих
родства со своим народом. Мы, большевики, вышли из самой гущи народа,
ценим и любим славные дела истории своего народа. Мы хорошо знаем, что
настоящий прогресс… должен опираться на всю историю народов и на все их
достижения в прошлых веках». …В
начале 1960-х годов огромный котлован перепланировали в плавательный
бассейн, названный именем города. А бассейн ликвидировали в 1994 году,
когда начались подготовительные работы по воссозданию Храма Христа
Спасителя. Строительство возрожденного памятника-храма закончили к
850-летию основания Москвы в 1998 году. Игорь Зайцев
|