Главная » 2009»Сентябрь»28 » Индуисты отмечают праздник, посвященный победе Рамы над демоном Раваной
Индуисты отмечают праздник, посвященный победе Рамы над демоном Раваной
20:39
28 сентября индуисты во всем мире отмечают праздник Рамчандра-виджайотсава, посвященный победе Рамы над демоном Раваной.
Виджайотсава
- это последний день знаменитого десятидневного индуистского праздника
Нава-ратри (буквально: "девять ночей") в честь Дурги, покровительницы
материального космоса. Также этот день считается благоприятным для
начала новых дел, особенно учебы или открытия школ, сообщает
пресс-служба Центра обществ сознания Кришны в России.
"Шри
Дурга считается одним из популярнейших персонажей индуистского пантеона
полубогов, - пояснил нашему корреспонденту главный пуджари
(священнослужитель) религиозной организации "Московское общество
сознания Кришны" брахман Вишнурат Дас. - В священном писании Шримад
Бхагаватам Господь Кришна, благословляя Майядеви (Дургу) на служение
живым существам, попавшим в бренный мир, называет самые разные имена
этой божественной энергии: Дурга, Бхадракали, Виджая, Вайшнави, Кумуда,
Чандика, Кришнаа, Мадхави, Каньяка, Майя, Нараяни, Ишани, Шарада и
Амбика".
По словам брахмана Вишнурата Даса, Нава-ратри
отмечается в честь победы богини Дурги над демоном Махишей, битва с
которым как раз длилась девять дней и ночей. В каждый из таких дней
поклоняются одной из девяти ипостасей Дурги: как собственно Дурге
(Труднопреодолимая), Бхадракали (Благая сила времени), Амба (Матерь),
Анна-пурна (Дающая пищу), Сарва-мангала (Всеблагая), Бхаирави (Сила
смерти), Чанди (Свирепая), Бхавани (Поддерживающая) и даже Лалита
(Игривая).
В отличие от шактов, поклоняющихся Дурге ради земных
благ, вайшнавы (кришнаиты) почитают ее как возвышенную слугу
Всевышнего, выполняющую трудное служение. Так, в знаменитом храме
Джаганнатхи (штат Орисса на востоке Индии) установлено божество Дурги
(Бимала-деви), которой предлагают маха-прасад (подношение) от Господа
сразу после завершения церемонии поклонения - как великой преданной
слуге Господа.
Очень интересна эта традиция и с
культурологической и страноведческой точек зрения. Скажем, в первый
день Нава-ратри, проведя поклонение домашнему божеству, на алтарь
ставят горшок с землей, в которую бросают зерна ячменя. На десятый день
ростки раздают людям как знак благословения. Эти ростки кладут потом в
книги, цепляют на головные уборы, закладывают за уши - на удачу!
Нава-ратри
делят на три периода по три дня. В первые три дня поклоняются Дурге, во
вторые три - Лакшми (богине достатка и процветания), а в третьи -
Сарасвати (покровительнице наук, искусств и изысканной речи). Нава-ратри
благоприятен для начала новых дел. В пятый день, Лалита-панчами,
собирают книги, возжигают светильник и приглашают Шри Сарасвати. На
восьмой и девятый день проводят ягью (огненный обряд) для Дурги.
Десятый
день называется Виджая-дашами (по-другому Дуссера или Дассен) - день,
когда Господь Рама победил демона Равану. В этот день люди по всей
Индии сжигают изображения Раваны, Мегханатхи (сына Раваны) и
Кумбхакарны (брата Раваны). В это время также показывают представления,
рассказывающие о Господе Раме.
Также этот день считается благоприятным для начала новых дел, особенно учебы или открытия школ.
Нава-ратри
- праздник танца. Например, в Гуджерате (штат на западе Индии) по
случаю праздника женщины водят хороводы под звуки традиционных народных
песен гарбха. Популярен также и танец дандия, изображающий шуточное
сражение на деревянных палках.
В дни Нава-ратри принято ходить друг к другу в гости, причем нужно обязательно кормить гостя прасадом, освященной едой.
Еще
одна красивая традиция - дарить подарки девочкам и замужним женщинам
(как олицетворению Дурги, которой обычно поклоняются в этих двух
ипостасях). Обычно подарок состоит из зеркала, расчески, коробочки с
кункумой (киноварью) и фруктов.