Главная » 2009 » Апрель » 28 » У православных в России сегодня особый день поминовения усопших
У православных в России сегодня особый день поминовения усопших
19:26
Сегодня православные верующие отмечают особый день поминовения усопших - Радоницу.
Радоница отмечается на девятый день после Светлого Христова Воскресения, в так называемый Фомин вторник.
В народной традиции этот день иногда зовется Пасхой усопших. Во всех
православных храмах сегодня совершаются заупокойные богослужения -
панихиды, после которых принято ездить на кладбище, чтобы посетить
могилы родных и близких.
Радоница - церковное установление.
Обычай же ходить на кладбище в первый день Пасхи, которого еще и по сей
день придерживаются многие россияне, сложился в годы гонений на
Церковь, когда люди не могли открыто посещать храмы в праздник
Воскресения Христова и "заменяли" таким образом свое участие в
пасхальном богослужении. Поминая своих усопших на кладбище, они
одновременно выражали веру в бессмертие души и всеобщее воскресение.
Церковь со своей стороны не благословляет православных верующих идти на
кладбище в день Пасхи, потому что смерть близких, особенно если она
произошла недавно, вместо радости, которая приличествует этому дню,
повергает человека в печаль.
"Нет большого греха, если человек
в день Пасхи помолится о своих усопших родственниках. Но делать из
этого праздника "день кладбища" - противоречит смыслу праздника и
религиозной традиции", - заявил в одном из своих интервью официальный представитель Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
Между
тем обычаи Радоницы имеют дохристианское происхождение. У древних
славян в соответствующие дни также существовал обычай совершать трапезы
на могилах родителей и близких родственников
Как отмечает сегодня РИА "Новости",
традиция эта русская. У православных Ближнего Востока и Греции она
отсутствует, хотя, по свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.),
Радоница отмечалась на христианских кладбищах уже в древности.
В
годичном кругу праздников Радоница занимает место сразу после Светлой
седмицы. Это как бы говорит о том, что не надо углубляться в
переживания по поводу смерти близких. Напротив, нужно радоваться их
переходу в другую жизнь - жизнь вечную. Не случайно само слово
"радоница" восходит к словам "род" и "радость".
Предание
рассказывает, что однажды один благочестивый старец Киево-Печерской
лавры вместе с диаконом на Пасху пошел покадить пещеры, где почивали
усопшие. И только воскликнули они: "Христос воскресе, отцы и братия!",
как послышалось в ответ громогласное восклицание: "Воистину воскресе!"
Придя
на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию - краткое
молитвословие об упокоении душ усопших. Для совершения чина литии при
поминовении усопших приглашают священника.
Затем можно прибрать
могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. Обычай оставлять на
могиле рюмку водки и кусок хлеба "для усопшего" - пережиток язычества.
Поэтому в православных семьях соблюдать его не гоже. Еду лучше отдать
нищему или голодному.
В христианстве есть особое почтение к
кладбищам - местам погребения. Не случайно покойные называются не
умершими, а усопшими, т. е. уснувшими. В определенное время они
восстанут из гроба, считают православные. Могила же - это место
будущего воскресения, и поэтому ее следует соблюдать в чистоте и
порядке.
Обычай отмечать место погребения устройством над ним
холма или небольшой насыпи идет из глубокой, еще дохристианской
древности. Христиане переняли этот обычай, а могильный холм стали
украшать Святым Животворящим Крестом - победным знамением спасения.
Крест ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу
покойного. Крест на могиле - это символ блаженного бессмертия и
воскресения. Он знаменует веру христиан в то, что если тело умершего
находится на земле, то его душа - на небе. Надо особо следить, чтобы
крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.