Сегодня в полночь звон колоколов в православных храмах России, Сербии,
Грузии возвестил о наступлении в нашей стране одного из великих
христианских праздников - Рождества Христова.
Накануне, в
22 часа по московскому времени, в главном православном соборе России -
храме Христа Спасителя, местоблюститель патриаршего престола митрополит
Смоленский и Калининградский Кирилл возглавил главные богослужения
рождественского сочельника: повечерие, утреню и Божественную литургию.
Ведущие российские телевизионные каналы вели из главного храма России
прямую трансляцию.
Внутреннее пространство храма Христа
Спасителя украшено живыми елями и букетами белых цветов. В центре
собора установлена большая икона праздника Рождества. К началу
богослужения в храме Христа Спасителя собралось более 3 тыс. верующих.
На богослужении присутствовал президент России Дмитрий Медведев с
супругой.
Местоблюститель патриаршего престола митрополит Кирилл обратился к присутствующим с рождественской проповедью,
в которой призвал людей "быть сильными духом" перед лицом глобального
экономического кризиса. А президенту РФ Дмитрию Медведеву он отдельно
пожелал Божьей помощи в это непростое время.
Церковные
торжества в эту праздничную ночь совершались во всех храмах и
монастырях Русской православной церкви - как в России, так и за ее
пределами (всего в юрисдикции Московского Патриархата насчитывается
более 29 тысяч приходов). Евангельское событие, с которого человечество
начало отсчет нового летоисчисления, сегодня, 7 января празднуют и
верующие Иерусалимской, Сербской и Грузинской православных Церквей, а также афонские монастыри, католики восточного обряда (в частности, Украинская греко-католическая церковь) и некоторые протестанты, живущие по Юлианскому календарю.
Юлианский календарь отстает от григорианского (новый стиль)
на 13 дней, поэтому, если строго следовать старому стилю, сегодня еще
только 24 декабря - сочельник, Рождество наступит 25 декабря, а до
старого Нового года остается целая неделя. Так и праздновался в России
этот праздник до революции.
Вот как описывает
предрождественские дни в старой России писатель Иван Шмелев: Перед
Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях,- лес елок. А какие
елки! Этого добра в России сколько хочешь: У нашей елки... как
отогреется, расправит лапы, - чаща. На Театральной площади, бывало,-
лес. Стоят, в снегу. А снег повалит,- потерял дорогу! Мужики, в
тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках - будто
волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами. Сбитенщики ходят,
аукаются в елках: "Эй, сладкий сбитень! калачики горячи!.." В
самоварах, на долгих дужках, - сбитень. Сбитень? А такой горячий, лучше
чая. С медом, с имбирем,- душисто, сладко. Стакан - копейка. Калачик
мерзлый, стаканчик сбитню, толстенький такой, граненый, - пальцы жжет.
На снежку, в лесу... приятно! Потягиваешь понемножку, а пар - клубами,
как из паровоза. Калачик - льдышка. Ну, помакаешь, помягчеет. До ночи
прогуляешь в елках. А мороз крепчает. Небо - в дыму - лиловое, в огне.
На елках иней. Мерзлая ворона попадется, наступишь - хрустнет, как
стекляшка. Морозная Россия, а... тепло!..
В Сочельник, под
Рождество,- бывало, до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы, с
медом; взвар - из чернослива, груши, шепталы... Ставили под образа, на
сено. Почему?.. А будто - дар Христу. Ну... будто Он на сене, в яслях.
Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла. На стеклах лед, с мороза.
Вот, брат, красота-то!.. Елочки на них, разводы, как кружевное.
Ноготком протрешь - звезды не видно? Видно! Первая звезда, а вон -
другая... Стекла засинелись. Стреляет от мороза печка, скачут тени. А
звезд все больше. А какие звезды!.. Форточку откроешь - резанет, ожжет
морозом. А звезды..! На черном небе так и кипит от света, дрожит,
мерцает. А какие звезды!.. Усатые, живые, бьются, колют глаз. В
воздухе-то мерзлость, через нее-то звезды больше, разными огнями
блещут, - голубой хрусталь, и синий, и зеленый, - в стрелках. И звон
услышишь. И будто это звезды - звон-то! Морозный, гулкий, - прямо,
серебро. Такого не услышишь, нет. В Кремле ударят, - древний звон,
степенный, с глухотцой. А то - тугое серебро, как бархат звонный. И все
запело, тысяча церквей играет. Такого не услышишь, нет. Не Пасха,
перезвону нет, а стелет звоном, кроет серебром, как пенье, без
конца-начала... - гул и гул..."
В советское время, в
период борьбы с религией, традиция празднования Рождества (если не
принимать в расчет религиозный семьи) была практически полностью
искоренена. Запрещено было даже ставить елку. Затем, начиная с 1935
года елку партия разрешила, но, правда, без Рождества. Новый год для
людей светских в СССР заменил этот праздник. Сегодня рождественские
традиции снова возвращаются в Россию.
Что же касается
христианской традиции, то Рождество в хронологическом порядке занимает
первое место в литургическом цикле, посвященном земной жизни Иисуса
Христа, поскольку земное воплощение Сына Божия по учению Церкви
является необходимым условием и первой ступенью спасения человека.
Христос, единосущный Отцу по Своему Божеству, становится таким образом
единосущным нам по человечеству и знаменует начало нового творения,
Нового Адама, призванного спасти и заменить Собою Адама ветхого.
Поэтому праздник Рождества Христова по своей значимости считается
вторым после Пасхи ("трехдневной Пасхой"), чем подчеркивается его тесная связь с тайной Спасения.
Впервые
о праздновании Рождества Христова на Востоке упоминается у Климента
Александрийского (III в.): там этот праздник отмечался 6 января под
названием Богоявление (Эпифания), а на Западе - 25 декабря под
названием Рождество (Natalis). Но с IV века Рождество стали отмечать 25
декабря и на Востоке. Это решение было связано с тем, что именно 25
декабря исполняется девять месяцев со дня Благовещения (25 марта) -
таким образом даты праздников были приведены в соответствие с обычным
периодом ношения плода.
По традиции Восточной Церкви
празднованию Рождества Христова предшествует сорокадневный пост,
который начинается 15 ноября. Он называется Рождественским, или Филипповым (поскольку канун поста выпадает на день памяти апостола Филиппа - 14 ноября).
Праздник
Рождества Христова имеет пять дней предпразднества (с 20 по 24 декабря)
и шесть дней попразднества, которое завершается праздником Обрезания. В
канун, или в день навечерия праздника (24 декабря) соблюдается особо
строгий пост, получивший название сочельник, так как в этот день употребляется в пищу сочиво
- сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна. По традиции пост
сочельника заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды. В
навечерие праздника во время часов воспоминаются ветхозаветные
пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя. Торжественное
богослужение открывает всенощное бдение, которое начинается великим
повечерием и пением стиха "С нами Бог", и завершает литургия Василия
Великого (а если навечерие выпадает на субботу или воскресенье -
литургия Иоанна Златоуста).
На второй день Рождества, 26 декабря, празднуется Собор Пресвятой Богородицы.
Этот день посвящен прославлению Божией Матери, "радость миру родившей".
По традиции в дни попразднования Рождества совершается память первых
христианских мучеников: апостола первомученика и архидиакона Стефана (27 декабря), Никомидийских мучеников, пострадавших во время гонений на христиан в Малой Азии в IV веке (28 декабря), а также мучеников младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных (29 декабря). Первое воскресенье после Рождества посвящается прославлению праведного Иосифа, Обручника Девы Марии, послужившего Богомладенцу своим земным отцовством, царя Давида, основателя рода, из которого ожидался Мессия и к которому принадлежала Дева Мария, и Иакова, брата Господня,
который был свидетелем тайны Боговоплощения, сопровождал Марию, Иосифа
и Младенца Иисуса во время их бегства в Египет, и который впоследствии
возглавил первую христианскую общину в Иерусалиме. Празднование
Рождества завершается 31 декабря, когда отмечается отдание (окончание)
праздника.
У народов Европы дни рождественских торжеств
совпадали с двенадцатидневным циклом языческих празднеств, посвященных
зимнему солнцестоянию, знаменовавшему начало новой жизни и обновление
природы (сатурналий у романских народов, зимних святок, или коляд
у славян и т.д.). Поэтому в разных странах праздник Рождества впитывал
в себя многие обряды и обычаи этих празднеств. К ним относятся колядки
- костюмированные шествия со звездой и песнопениями, которые до сих пор
устраиваются в сельской местности, вечерняя трапеза в сочельник,
состоящая из 12 постных блюд, святочные гадания и многие другие.
Характерным элементом праздника Рождества является обычай устанавливать в домах наряженное дерево ели.
Эта традиция зародилась у германских народов, в обрядности которых ель
- вечнозеленое растение - была символом жизни и плодородия. С
распространением христианства среди народов Центральной и Северной
Европы, украшенная разноцветными шарами ель обретает новую символику:
ее стали устанавливать в домах 24 декабря, когда по западной традиции
отмечается день Адама и Евы, как символ райского древа с изобильными
плодами. В контексте Рождества ель уже символизирует древо рая и вечную
жизнь, которую вновь обретает человек через Нового Адама - Иисуса
Христа, - пришедшего в мир ради его спасения. В России этот обычай
распространился в XVIII веке.
Евангельское повествование о
том, что три волхва, пришедшие поклониться Младенцу Иисусу, поднесли
Ему дары - золото, ладан и смирну (Евангелие от Матфея. 2:11), легло в
основу традиции дарить в рождественские дни детям и друг другу подарки.
И важное место в этой традиции со временем занял образ святого Николая, архиепископа Мирликийского
(IV в.). Особое почитание и широкая популярность в народе этого
святого, а также рассказы Жития о заботливом отношении святого к детям
и бедным, которым он даже втайне оказывал помощь, сделали его героем
народных колядок: он обходит поля и дома, незримо присутствует на
рождественской трапезе, благословляет детей, сеет хлеб и заботится о
крестьянском хозяйстве. Так возник трогательный и любимый детьми образ
св. Николая (сканд. Santa Claus) как рождественского Деда Мороза,
приходящего к ним с подарками в дни праздника.
Наши предки
старались в Рождественские дни особенно заботиться о немощных и
нуждающихся. Царь Алексей Михайлович, например, накануне Рождества рано
утром ходил тайно по тюрьмам и богадельням, раздавая щедрую милостыню.