
В
результате экспериментов, которые проводили американские учёные под
руководством Ауде Олива (Массачусетский технологический институт),
выяснилось, что возможности долгосрочной зрительной памяти значительно
шире, чем предполагалось.
Всем известны примеры людей,
показывающие выдающиеся способности к запоминанию чисел, предметов или
картинок. Но многочисленные эксперименты убедили учёных, что
человеческая память обычно не хранит достаточно подробностей о
пережитом опыте.
Теперь же Ауде утверждает, что её
предшественники ошибались и все мы можем весьма точно запомнить намного
больше объектов, чем сами предполагаем. Главное ― правильная постановка
опыта.
Испытуемым в течение пяти часов подряд показывали на
экране почти три тысячи изображений самых различных объектов – по три
секунды каждое.
В тот же день подопытным предъявили пары
картинок, в которой одна была новой, а вторая ― из первой серии. Надо
было указать уже виденный объект.
При этом в опыте было три
вида тестовых пар. Первый ― совершенно разные объекты, второй ―
различные примеры однотипных предметов (например два разных пульта ДУ),
а третий ― один и тот же объект, но слегка изменённый (к примеру,
стакан, который либо является полным, либо заполненным частично).
Вопреки
ожиданиям, испытуемые показали очень высокий процент верных ответов, а
именно 92, 88 и 87 по трём видам пар соответственно. О чём это говорит?
Тимоти Брейди, соавтор исследования, поясняет: "Приведу лишь
один пример. Это означает, что после того как испытуемые просмотрели
тысячи объектов, они не только запомнили, какой кабинет они видели, но
даже то, что дверь кабинета была чуть-чуть приоткрыта".
Ранее
учёные полагали, что при запоминании большого числа картинок человек
усваивает лишь общую абстрактную информацию о каждой из них. Но если
мозг может ещё и "упаковать на хранение" массу мелких деталей всех этих
изображений, значит, объём его зрительной памяти на несколько порядков
больше, чем считали нейрофизиологи до сих пор, ― заключают авторы
опыта.
Ключом к запоминанию, по их словам, являются два
фактора. Первый ― заинтересованность в запоминании, которую проявляли
испытуемые (пробуйте, и у вас получится), а второй ― это должны быть
знакомые вещи (предметы повседневного быта).
Предполагается,
что результаты подобного опыта с абстрактными картинками будут
значительно хуже. Однако не исключено, что данные и этого теста тоже
смогут удивить психологов.
Источник:
Ufolog.ru
|